Туризм в Казахстане

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 05.05.2024, 17:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Введите логин:

Введите пароль:

Зарегистрироваться!
Восстановить пароль!

Меню сайта
Категории раздела
Охота и Рыбалка [10]
Туризм в Kaзахстане [2]
Гостиницы [6]
Каркаралинск [5]
Бурабай [2]
Алматы [1]
Мини-чат
Менің сұрағым?
Қарқаралының қай жері сізге қатты ұнайды?
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Антивирус
Translete



Главная » Статьи » Каркаралинск

Тайна Шайтанколя

Любитель краевед

Тайна Шайтанколя

Самым загадочным озером Каркаралинска по праву можно назвать Чертово озеро. Над этим уникальным озером витает ореол таинственности. Но, несмотря на это, тайна озера до сих пор остается неразгаданной. Когда приезжие интересуются историей озера, каркаралинцы могут рассказать им только легенду о Сулушаш. Почему же озеро названо Чертовым или по- казахский Шайтанколем? И что за тайну оно хранит в себе?

Озеро Шайтанколь

Легенда о Шайтанколе

Эту легенду, с которой связано название озера, мне рассказал 94-летний Аринов Ахметбек. Аксакал слышал ее в детстве от старожилов.
- Это было в старину, - рассказывал мне Ахметбек аксакал. - Летом в наши края приходил святой Жиренсакал аулие (аулие в переводе с казахского - святой). Он бродил по нашим лесам. Пристанищем его была большая гора Пик комсомола, которая раньше носила имя этого святого – Жиренсакал аулие. Как- то рано утром Жиренсакал аулие пошел на Шайтанколь. Смотрит, а там, в озере купаются какие-то существа похожие на людей. Они были желтого цвета. Святой не стал приближаться к ним, а наблюдал со стороны. Увидел, что все эти существа обращаются к одному - похожему на мужчину с невнятными словами: «Аплит, аплит». Святой незаметно ушел. На следующий день он опять пришел на Чертово озеро и увидел ту же картину, но уже все обращались к существу в женском образе со словами: «Жаплит, жаплит». Святой догадался: «Так это же шайтаны, которые размножаются! Аплит, видимо, отец, а Жаплит - мать». Он прочитал молитву и закричал на них. Тогда шайтаны исчезли. После этого случая святой не раз приходил на озеро, ночевал там, но шайтанов больше не встречал. Вот поэтому озеро и называется Шайтан коль.

Дух аксакала: кто он?

В Каркаралинском районе всем известна ясновидящая Толеубике - апа (фамилия по мужу - Накина). Она умерла в 1990 году. Так вот она рассказывала людям о том, что однажды, в годы Великой Отечественной войны, когда она ночевала на Чертовом озере, ей явился аксакал и сердито произнес: «Почему же ты не пользуешься даром предков?». С тех пор, оказывается, Толеубике- апа начала предсказывать будущее на бобах. Ее предсказания сбывались с точностью до минуты. Она предсказала дату смерти Сталина, авиакатастрофу в августе 1979 года, когда два «ТУ-134» столкнулись над Днепродзержинском. На одном из них летели игроки известной на весь Союз ташкентской футбольной команды «Пахтакор». Ее даром ясновидения пользовались сотрудники правоохранительных органов при раскрытии преступлений. Говорят, к ней даже обращался сам Динмухаммед Кунаев.
Это не единственный случай, когда заночевавшие возле озера люди видели во сне аксакала. Кто же этот аксакал, который являясь людям во сне дает советы, излечивает от болезней? Ответ я узнал от 96-летнего Кайдара Ксатаева из поселка Карагайлы. Аксакал утверждает, что раньше, т.е. до того, как озеро назвали Шайтанколем, оно называлось Кыз аулие, в переводе с казахского - святая девушка. Несмотря на такое название, аксакал говорит, что Кыз аулие - это мужчина. По словам аксакала, некоторые заболевшие люди ходили туда ночевать. Видимо пришедшим на озеро с чистыми помыслами людям и являлся во сне Кыз аулие.

Крест, который покоится на дне озера

В 1905 году, когда в Каркаралинск приехал архиерей Михаил, местные жители попросили его освятить озеро и переименовать его. Тогда на западном берегу Чертова озера был установлен крест, и озеро было переименовано на Святое. Через небольшое время крест исчез, и озеро опять стало называться Чертовым. Говорят, что крест кто-то сбросил в воду. Об истинной причине установления креста сейчас никто не может сказать. То ли на самом деле каркаралинцы видели в озере нечто, что их пугало или просто они боялись названия озера и захотели его переименовать и установить крест. На этот вопрос теперь, наверное, уже никто не ответит.
Меня же постоянно волнует мысль: «Неужели за все 100 с лишним лет крест никто не пытался поднять со дна озера? А может, его уже нет?» Но как я выяснил крест до сих пор находится в воде. Есть люди, которым повезло, они увидели крест своими глазами. Один из этих счастливчиков - бывший научный сотрудник научного отдела Каркаралинского Государственного Национального природного парка республиканского значения (КГНПП) Тохметов Тишбек Медеубекович. Вот что он мне рассказал.
- В 1999 или в 2000 году летом в Каркаралинск приехал Тохтар Аубакиров. Я сопровождал его на Чертово озеро. Сын Тохтара Аубакирова вдруг крикнул: «Папа, смотри крест лежит!». Мы подошли к месту, где он стоял. И не поверите, в воде увидели крест. Виден он был отчетливо. Вы можете спросить об этом самого Тохтара Аубакирова. Раньше я читал, что в 1905 году на Чертовом озере был установлен крест, но не очень-то в это верил, но увидев своими глазами, поверил. Крест лежал с той стороны озера, где на скале есть выемка. Ведь говорят, что именно на том месте стоял крест. Но ни до, ни после этого я в воде крест больше не видел, хотя постоянно хожу на озеро. Люди говорят, что показывается он не всегда и не всем. Наверное, это так. По размеру крест был не очень большим, так что без трудностей можно будет поднять его, если найдутся желающие…
В 2005 году я встречался с атаманом Карагандинского филиала Союза казаков степного края, членом Ассоциации Русских Славянских и Казачьих объединений РК Семеном Вячеславовичем Раковым. Узнав, что он один из тех, кто предпринимает меры для поднятия креста, спросил его: «Слышал, что вы собираетесь поднять крест со дна Чертова озера?». На что он ответил: «Мысль такая была. Проблема опять - таки упирается в финансы. Если бы нашлись спонсоры, мы с удовольствием принялись бы за дело. Очень хочется поднять крест, так как он имеет большую историческую ценность».
Но, видимо, спонсоры так и не нашлись, т.к. крест до сих пор продолжает оставаться в воде.

Кто разгадает тайну Шайтанколя?

Известный поэт Сырбай Мауленов в поэме «На вершинах Каркаралы» пишет такие строки:

Заря дала мне рыжего коня,
И ветер вдаль позвал
веселой трелью,
Тропинка, как лисица,
от меня
Метнулась к Шайтанколю
По ущелью.
Земля прогнута тяжестью
лесов.
Березы – словно белые
маралы.
И озеро дрожит,
Как до краев
Живой водой налитые пиалы.

Обрадовал меня начальник отдела науки, экологического просвещения и туризма КГНПП Шарипов Шамиль Фохаргаитович. Шамиль Шарипов - известный в Каркаралинске ботаник, патриот своего дела. Он один из знатоков растительного мира Каркаралинского района. О растительном и животном мире Чертова озера он рассказал мне следующее.

- В сторону Чертова озера растут такие редкие виды растений, как ятрышник Фукса, ветреница лесная, сабельник болотный, папоротник, борец Белоуста. Например, ятрышник используется в народной медицине. В старину его применяли для лечения. Он является биостимулятором. 5 граммов сушеного измельченного корня удовлетворяет суточную потребность человека, т.к. он содержит очень много белков, крахмала. К сожалению, флора Каркаралинска досконально не изучена. Мы продолжаем работу по ее изучению. А из животных на территории Чертова озера водятся олени, лоси, кабаны. В той стороне также хорошая популяция белок. Из птиц часто встречается дятел малый пестрый, трясогузка, удод, серая мухоловка, несколько видов синиц.

Весь мир узнал о Шайтанколе

В октябре 2007 г. в Санкт- Петербурге прошел 4-ый международный юниорский лесной конкурс. Он собрал представителей из 23 государств. В конкурсе посчастливилось участвовать и каркаралинцам. С темой «Экологическая проблема Шайтанколя и его туристические возможности» выступили школьницы Халыкбергенова Мадина и Омирбекова Зере. Они стали лауреатами.
Мадина и Зере - участницы экологического кружка Центра детей и юношества. Они при поддержке специалистов научного отдела Каркаралинского Государственного Национального природного парка весной прошлого года защитили проект, с которым и выступили в Санкт-Петербурге. Школьниц в российский город сопровождала руководитель экологического кружка Ахметова Меруерт и инженер – эколог Национального природного парка Жариков Канат. Так что Шайтанколь теперь известен во многих странах мира.

Человек щедрой души

d0b0d185d0b0d182-d0b0d0b1d0b7d0b8Ахат, Ахат абзи. Имя этого человека у меня на слуху с детства. Дядя моей бабушки, он в начале 1930–ых годов подвергся гонениям и покинул родной Каркаралинск. Перебрался в Кызылжар (ныне Петропавловск), где и умер. Из чужого города он часто писал письма моей бабушке, где просил выкупить его родной дом, в нем, по его словам, было спрятано что-то ценное. Но дедушка был против – боялся Советской власти. Кстати, этот дом до сих пор сохранился в хорошем состоянии и находится по улице Кунанбая кажы.
Бабушка и другие родственники часто с теплом вспоминали Ахата абзи – человека, как они называли, щедрой души. Так кем же был Ахат? Почему он подвергся гонениям? Как сложилась его судьба?
Родился Ахат Атажанов в 1890 году в Каркаралинске в семье купца-узбека Абдулкарима (в народе Аукиш). Мама Ахата Биби-Фатима была дочкой состоятельного Петропавловского купца Гайнутдина. От Абдулкарима и Биби-Фатимы родились пятеро детей: сыновья Хаким, Ахат, Хади и дочери Гульжамал, Нурлухода. Атажановы были религиозными людьми и поэтому перед именами всех сыновей Абдулкарима стояло взятое из Корана имя – Абдул, а перед именами сыновей самого Ахата – имя Мухаммед.
Проходили годы. В окруженном горами и лесами небольшом Каркаралинске среди многочисленной родни и близких беззаботно проходили детские годы Ахата. Отец его умер в конце 1920-ых годов. Ахат, как и отец, повзрослев, начал тоже заниматься торговлей. Выезжая в окрестности Шетска, Шубартау, Токраун он менял сахар, чай и другие, необходимые в повседневной жизни товары и продукты (были и ткани) на баранов. Собранный скот он отправлял в Ташкент. Для этих целей он нанимал 3-4 рабочих, которые перегоняли скот. Они скот сдавали, получали товар и привозили его Ахату. В Каркаралинске Ахат имел несколько каменных складов (Из склада, который находился рядом с домом, продавал товар). Так в одну из своих торговых поездок он увидел свою будущую жену - дочку богача, купца Тусупбека Асанова -Зайдабану из рода Ашамайлы Керей. Поженились. Родились дети: дочка Диляфруз (старшая) и сыновья Вадут и Вафик.
Ахат абзи был еще и опытным часовым мастером. ЖителиКаркаралинска звали его «Сагатшы Ахат», т.е. часовщик Ахат.
Счастливое течение жизни семьи Ахата, как и семей многих купцов, баев, духовных людей, нарушил приход Советской власти. Репрессия не обошла стороной и семью Ахата.
Вспоминает ныне здравствующая дочка Ахата Атажанова 84-летняя Диляфруз апа: «Тогда я была ребенком. Помню, сидела на подоконнике и играла в куклу. Пришли двое мужчин со штыками в военной форме и стали у всех требовать золото. С меня сняли серебряный браслет, с ушей - сережки, а потом начали обыскивать мою куклу, но ничего там не нашли - ушли. А в 1932 году мы уехали из Каркаралинска в Кызылжар, т.к. были гонения и конфисковали наш дом».
По словам племянницы Ахата – ныне покойной Амины Гивазовны, Ахат не своевольно покинул Каркаралинск, а его выслали. Вот что она мне писала из села Шаховское Кызылжарского района Северо-Казахстанской области: «Ахат Атажанов был человеком среднего достатка, все заработал своим трудом. В 1932 году его раскулачили, забрали имущество, дом, хозяйство и на два года сослали в Кызылжар. Через два года он не захотел ехать обратно, так как это была и родина его матери» (Автор этого письма Амина Гивазовна тоже вместе с родителями покинула в детстве Каркаралинск).
…Последний день, последняя ночь в родном Каркаралинске. Горечь обиды обжигала душу Ахата и его родных – ведь они ни в чем не были виноваты.
- Уезжали из Каркаралинска отец, мать, бабушка, два брата и я, - вспоминает дочка Ахата Диляфруз апа. – Также вместе с нами уезжали брат и сестра отца и некий Фарид, который, я не знаю, кем нам приходится. Одна сестра отца Гульжамал (Гульжамал - мама Амины Гивазовны, отрывок из письма которой я привел выше), которая была замужем, приехала отдельно после нас с мужем и двумя дочерями. До Кызылжара мы добирались на лошади…
Благополучно добравшись в Кызылжар, семья Ахата, его брат и сестра, Фарид стали жить в землянке. Землянка эта принадлежала сестре матери Ахата – Асьме (По одной из версий - это был дом купцов братьев-близнецов матери Ахата Хасана и Хусаина). Сама Асьма жила в другом доме. В чужом городе трудолюбивый Ахат также не сидел сложа руки - ремонтировал часы. Этим и зарабатывал на хлеб насущный. Как отличный специалист своего дела он завоевал всеобщее уважение у жителей города. Даже в обком, где стояли напольные часы, исправлять приглашали только его. Он не только ремонтировал часы, но и многие запчасти делал от руки. В Кызылжаре у Ахата родились сын и дочь: Риза и Софья. А в 1941 году умерла любимая жена Ахата Зайдабану. За детьми Ахата, а их было пятеро, ухаживала его мама, уже старенькая Биби-Фатима. Тяжело было в доме без хозяйки и через несколько лет Ахат взял в жены вторую жену - дочку знаменитого купца-татарина Янгуразову Рукию Галиакпаровну, от которой в 1948 году родился сын Рафик.
Строительство собственного дома, который начал Ахат, закончилось в конце 1940-го года, и семья переехала в новый дом. Вторую маму Рукию дети полюбили как родную, она им заменила родную мать. Рукия была доброй и отзывчивой женщиной. Дети подрастали. Они с детства у отца познавали азы часового ремесла. Немного повзрослев, сыновья Ахата Вадут, Вафик, Риза помогали отцу в этом деле – эта была династия часовых мастеров. Вадут всю свою жизнь посвятил часовому делу, а Вафик после службы тоже продолжил заниматься ремонтом часов.
…Проживая в Петропавловске Ахат не терял связи с родным городом. Он часто с семьей приезжал в Каркаралинск, отдыхал, вспоминал былые годы, ходил в лес по ягоды. Умер он в Петропавловске в 1959 году. Позже в Каркаралинском доме Ахата, когда делали ремонт, новые хозяева под порогом нашли «Николаевские» деньги, завернутые в водонепроницаемый материал и принесли нашей родственнице Бибинур-апе. Наверное, об этих деньгах и о других еще не найденных ценностях писал Ахат моей бабушке, прося ее купить его дом.
В настоящее время из детей Ахата остались лишь двое: дочь Диляфруз и сын Рафик. Диляфруз живет в Пришахтинске, а Рафик - в Петропавловске.
Хочу эту статью закончить воспоминанием племянника Ахата - Арибжанова Искакжана, проживающего в Петропавловске: «Моя мама Нурлухода (среди родственников Нуки) - сестра Ахата. И отец, и мама у меня по национальности узбеки. Сам я родился в 1942 году в Улан Удэ Бурято-Монгольской АССР. Мама моя умерла в 1945 году, отец умер в 1947 году, и я воспитывался у дяди Ахата. Дядя Ахат был очень уважаемым человеком и в роду, и среди соседей, и в обществе. Был глубоко досточтимым человеком. Больше в жизни такого человека я не встречал. У него в то полуголодное время жила вся родня. До 20 и больше человек садились за стол в 2-3 смены, я - один из них. Трудясь не покладая рук, буквально день и ночь (дома заполночь) он содержал всех. Соблюдал казахские обычаи, каждый год резал согым. Вторая жена дяди Ахата - Рукия. В то трудное время весь дом держался на ней. Если я считаю Ахата достойнейшим человеком, равных которому я не встречал в своей жизни, то про Рукию я могу сказать, что эта была благороднейшая женщина. Благодаря ей мы выросли не чувствуя себя сиротами: я и дети Ахата, да и вся многочисленная родня»

d181d0bad0b0d0bdd0b8d180d0bed0b2d0b0d0bdd0b8d0b51

P.S. Как же сложилась судьба братьев и сестер Ахата?
Брат Хаким (в народе Какош) был очень грамотным человеком, знал арабский язык. Когда раскулачивали и разрешили взять что- нибудь ценное, он взял сундук с книгами, которые доставили кучу хлопот во время переезда. Также Хаким работал с англичанами, они добывали какую-то руду в окрестностях Каркаралинска. Жена его –Магинур Касимовна Бекметова (потомок знаменитых Каркаралинских купцов. Прим. Авт.) была тоже грамотным человеком, она знала русский и английский языки. У Хакима с Магинур было 13 детей, многие из них умерли в детстве. Двое умерли в пути во время переезда из Каркаралинска в Кызылжар. А оставшиеся двое умерли в наши дни: Самат был часовым мастером в Каркаралинске, умер в 1955 году, в возрасте 25 лет, не женившись, а Фарида умерла в 1987 году. Сам Хаким умер и похоронен в Петропавловске.
Второй брат Ахата – Хади был участником Великой Отечественной войны. Сейчас его тоже нет в живых.
Сестра Ахата – Гульжамал во время войны работала на швейной фабрике (артель) Петропавловска. Муж ее Мухаммед-Гиваз (в народе Бабаш) Жолдасбайулы родом тоже из Каркаралинска. Дети Гульжамал – Амина и Халида. Сейчас никого из них нет в живых.
Сестра Нурлухода вышла замуж за узбека из Каркаралинска Арибжанова Ису. Нурлухода умерла в 1945 году в Улан Удэ, а муж в Петропавловске. Единственный их сын Искакжан (Акрам) живет в Петропавловске.


Категория: Каркаралинск | Добавил: Жарас (07.04.2011) | Автор: Каримкул Ж.Н E
Просмотров: 2851 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Валюта

 

Часы
Погода
Друзья сайта
  • Смотрите онлайн кино
  • Adikoff.ru
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Kazakhstan
    Soft
    WinRAR Full Rus
    (Архиватор)
    AIMP 2.61.583
    (Проигрыватель)
    Mozilla Firefox 3.6
    (Браузер)
    CCleaner 3
    (Ути?лита)
    Download Master 5
    (Загрузки)
    Opera 11.00
    (Браузер)
    Skype 4.2 Rus
    (Звонки)
    QIP Infium
    (Пейджер)

    Soft2
    Радио

    Kaримкул Жарас Назымхихматулы © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz